Урок – соревнование
5 класс
Тема: Словообразование (повторение)
Цель урока---обобщить и систематизировать материал о составе слова и словообразовании;
--развивать умения проводить морфемный разбор ;
--формировать орфографические навыки учащихся;
-- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества;
-- развивать логическое мышление.
Тип урока : комбинированный.
Вид урока : урок-соревнование.
Знать : содержание блока « Морфемика и словообразование»
Уметь : грамотно решать лигвистические задачи , связанные с морфемикой и словообразованием.
Оборудование : карточки с заданиями.
1. Класс делится на две команды. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло (доску). После окончания урока подводятся итоги.
2. Эпиграф (читает учитель) Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей !
3. Сообщение ученикам цели урока-соревнования
. 1 тур
1. Назовите известные вам морфемы.
2. Как найти окончание в слове? Докажите .
1 команда | 2 команда |
Территория, путешествие, читал | Препятствие, артиллерия, горел |
3 . Какие морфемы могут входить в основу ?
4. Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
( Подведение итогов 1 тура )
II тур.
1. Задание командам: из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:
͡͡͡͡͡ □ ; ͡͡͡͡͡ ^□; ¬ ͡͡͡͡͡ ^□.
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
2. Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски:
Разобрать по составу слова:
1 команда | 2 команда |
Матросский, привычка, снежок, подъезд | Пустынный, смолистый, придорожный, дружок
|
( Подведение итогов I I тура )
III тур
1 . Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?( На доске записаны слова. Нужно выписать слова с чередующимися гласными в корне , обозначить орфограмму)
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать. Половина, положение. Косичка, прикасаться, отрасти, росинка, зорька, убегать, зажигать, зарисовать. Блистать, расстелить.
2. В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.
Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.
Выр…щивать, приг…гореть. Р…сток, разл…жить, сл…гаемое, р…астительный, заг…р, отр…сль, уб…рать.
( Подведение итогов iii тура )
IV тур
1. Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
Определите, одинаковые ли корни в словах гора-гореть, вода-водить, мирный-замирать ?
( К каждому слову в паре подобрать однокоренное .Как называются подобные корни?)
2. Игра « Кто больше ?»
Записать слова с корнями
Говор-( 1 команда)
Вод- (2 команда)
( Подведение итогов IV тура )
V тур
1. Как образуются сложные слова?
2. Решите кроссворд:
1 | с | д | |||||
2 | а | о | |||||
3 | м | х | |||||
4 | о | ||||||
5 | р | л | |||||
6 | а | е | |||||
7 | п | т |
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Стихийное совершение какого-нибудь дела, работы
7. Огнестрельное оружие.
Подведение итогов соревнования.