словообразование-5 кл.повторение
словообразование
Урок – соревнование 5 класс Тема: Словообразование (повторение) Цель урока---обобщить и систематизировать материал о составе слова и словообразовании; --развивать умения проводить морфемный разбор ; --формировать орфографические навыки учащихся; -- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества; -- развивать логическое мышление. Тип урока : комбинированный. Вид урока : урок-соревнование. Знать : содержание блока « Морфемика и словообразование» Уметь : грамотно решать лигвистические задачи , связанные с морфемикой и словообразованием. Оборудование : карточки с заданиями. Ход урока 1.
Класс делится на две команды. В ходе урока выполнение заданий
оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на
табло (доску). После окончания урока подводятся итоги. 2. Эпиграф (читает учитель) Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей !
3. Сообщение ученикам цели урока-соревнования
. 1 тур
1. Назовите известные вам морфемы. 2. Как найти окончание в слове? Докажите . 1 команда | 2 команда | Территория, путешествие, читал | Препятствие, артиллерия, горел |
3 . Какие морфемы могут входить в основу ? 4. Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова. ( Подведение итогов 1 тура )
II тур.
1. Задание командам: из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам: ͡͡͡͡͡ □ ; ͡͡͡͡͡ ^□; ¬ ͡͡͡͡͡ ^□. Над прудом поземка вьется, Тени длинные легли. И негреющего солнца Красный шар висит вдали. 2. Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски: Разобрать по составу слова: 1 команда | 2 команда | Матросский, привычка, снежок, подъезд | Пустынный, смолистый, придорожный, дружок |
( Подведение итогов I I тура )
III тур
1
. Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?( На доске
записаны слова. Нужно выписать слова с чередующимися гласными в корне ,
обозначить орфограмму)
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать. Половина, положение. Косичка,
прикасаться, отрасти, росинка, зорька, убегать, зажигать, зарисовать.
Блистать, расстелить. 2. В это время представители команд выполняют индивидуальные задания. Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы. Выр…щивать, приг…гореть. Р…сток, разл…жить, сл…гаемое, р…астительный, заг…р, отр…сль, уб…рать. ( Подведение итогов iii тура )
IV тур
1. Как убедиться, что корень в слове найден правильно? Определите, одинаковые ли корни в словах гора-гореть, вода-водить, мирный-замирать ? ( К каждому слову в паре подобрать однокоренное .Как называются подобные корни?) 2. Игра « Кто больше ?» Записать слова с корнями Говор-( 1 команда) Вод- (2 команда) ( Подведение итогов IV тура ) V тур
1. Как образуются сложные слова? 2. Решите кроссворд:
1. Специалист по разведению садов. 2. Локомотив с паровым двигателем. 3. Канал для выхода дыма из трубы. 4. Русская народная игра-пляска. 5. Лес, поваленный бурей. 6. Стихийное совершение какого-нибудь дела, работы 7. Огнестрельное оружие. Подведение итогов соревнования.
|