Никнейм TASY зарегистрирован!

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Нужен ли вам сайт?
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
счетчик посещений









Понедельник, 29.04.2024, 19:12
Приветствую Вас Гость | RSS
"Жизнь прекрасна и удивительна"
Карпова Т.И.(шк.781)
Главная | Регистрация | Вход

Урок "Имя существительное"


Имя существительное


ТЕМА: Побывав в стране
Существительное…



ЦЕЛИ: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя
существительное». Развивать умения учащихся высказываться на
грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить;
развивать орфографическую зоркость, способствовать повышению уровня
развития долговременной памяти, произвольного внимания и увеличению
словарного запаса. Развивать навык работы с тестовыми заданиями, как
первые шаги в подготовке к ЕГЭ. Подготовить к написанию домашнего
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Воспитывать любовь и
чуткое отношение к языку, стремление беречь и защищать русский язык.
Прививать интерес к предмету.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: с использованием ИКТ.

ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал,
словари Даля В.И. Михельсона, Ожегова.

ХОД УРОКА:

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами проверим наши достижения в изучении темы:
«Имя существительное». Мы продолжим работу по подготовке к новой форме
сдачи экзамена, работу с тестовыми заданиями, продолжим
совершенствовать навыки работы с компьютером. Будем учиться
высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать,
логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, увеличивать
словарный запас. надеюсь слова эпиграфа вам запомнятся и вы возьмете на
вооружение это изречение.



III. Актуализация опорных знаний. Синтаксическая минутка.

Эпиграф. Дом. зад. было выписать лексическое значение слов. Что же такое
эпиграф, грамматика, дирижёр, оркестр?

IV. Прочитайте, объясните, как вы понимаете смысл предложения?

Существительное – дирижёр грамматического оркестра.

1. Прочитайте предложение, запишите.

2. Объясните лексическое значение выделенных слов, запишите словарные
слова.

3. Как вы понимаете высказывание?

4. В каком стиле речи возможно использование данного предложения?

5. К какому типу речи отнесете предложение?

6. Какими частями речи являются словарные слова?

7. Укажите морфологические признаки этих имен существительных.

8. В каком разделе науки о языке изучается эта часть речи? Какой ещё
раздел науки о языке мы изучаем параллельно? Почему?

9. Устно охарактеризуйте предложение, составьте схему.



Вывод: Мы прекрасно овладели теоретическими сведениями по теме. Многое
вспомнили об имени существительном. Заполните таблицу (1 столбик).



V. Систематизация по теме: «Имя существительное». Сейчас я вам предлагаю
просмотреть рабочие слайды по теме, повторить и заполнить таблицу(2
столбик)



























VI. Физминутка.

VII. Работа с тестом.

Вывод: я очень рада, что мы не только знаем о существительном, но и
умеем применять полученные знания. Скажите, какой вопрос вызвал
затруднение?

Ребята, а сейчас напомните мне, какие сведения мы получили о сущ-ном из
дополнительных источников. слайды
«Новый материал».

Работа с таблицей (3 столбик)









Вывод урока: мы вспомнили о сущ-ном всё: и то, что знали о нём до 5
класса, и те знания, которые приобрели в 5 классе, и тот материал,
которого в учебнике нет. К сожалению, были допущены ошибки при ответе на
тестовые вопросы.
Что же
вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем уроке?



Дома внимательно просмотрите темы, в которых были допущены ошибки,
повторите словарные слова. Пусть оно будет эпиграфом к вашему домашнему
сочинению-миниатюре «Побывав в стране Существительное…».





ПРОЩАЙТЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ! ВЫ, ПРАВДА, УДИВИТЕЛЬНОЕ!

V. Выставление отметок за урок. Спасибо за участие и внимание.
Слайд № 18. Шарада.

ТЕСТ.

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б. Имена существительные изменяются по родам.

В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Г. В предложении существительное может быть сказуемым.



2. Укажите, в каком слове все согласные звуки мягкие:

а) леса; в) дочка;

б) врачи; г) вещи.



3. Укажите столбик: а), б), в), г), цифры которого соответствуют
склонению данных существительных:

а) б) в) г)

леса 1 2 2 1

дочка 1 3 1 3

врачи 2 3 2 3

вещи 1 2 3 3



4. Определите, в каком столбике: а),б), в) или г) – указание на род
соответствует роду данных существительных:

а) б) в) г)

рояль ж. м. ж. м.

лосось м. ж. ж. м.

кофе м. ср. ср. м.

янтарь ж. ж. м. м.



5. Определите, в каком столбике: а),б), в) или г) – указание на падеж
соответствует падежу данных существительных:

а) б) в) г)

на этаж И. В. И. В.

в стене Т. П. П. Т.

иглой Д. Т. П. В.



6. Укажите существительное, которое имеет форму только мн. ч.:

а) деревья, б) молодежь, в) фарфор, г) опилки, д) проценты.



7. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно
расположено расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных
словах буквам:

а) б) в) г)

р..спублика и е е и

мол..дежь о о о а

инж..нер и е и и

м..ндарин о а а о



8. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 6:

а) б) в) г)

на обочин.. е и е и

на лошад.. е е и и

в музе.. и и е е

об армии.. и е и е



9. Укажите, где верно указана форма мн. ч. им. существительных:

а) директоры г) нет местов

б) профессора д) выговора

в) килограмм помидор е) маляра



10. Где нужен Ь? Задание, аналогичное заданию 6:

а) б) в) г)

трикотаж.. - ь ь -

удач.. - ь - ь

роскош.. ь ь - -

гореч.. ь - - ь



11. Укажите правильный разбор слова по составу:



а) сожаление; в) сожаление;



б) сожаление; г) сожаление.



12. Определите, какими членами предложения являются имена
существительные, найдите соответствие в колонках:

Существительное – дирижёр грамматического оркестра.

А) 1- подлежащее , 2-сказуемое;

Б) 1- подлежащее, 2- дополнение;

В) 1-сказуемое, 2- дополнение.



Ключ:

1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-Б, 6-Г, 7-Б, 8-В,

9-Б, 10-А, 11-Г, 12-В.





 Если вы попали в десятку (12), то вы получаете отметку «5»,

 если только 9-11, то «4»,

 если 6-8, то «3».





























Рабочий лист.





Ф. И. ученика 5 класса____________________



Тема ________________________________________________







Словарные
слова:____________________________________________


_________________________________________________



Что я знал(а) о сущ-ном до 5 класса Что узнал(а) о сущ-ном в 5 классе
Что узнал(а) не из учебника в 5 классе

1)_______________

_________________

_________________

_________________



2) имеет:

род______________

число____________

падеж___________



пад 1скл 2скл 3скл









склонение________





3) синтаксическая функция_________

_________________





4) орфограммы_№__

_________________



изучается в разделе науки о языке_________

_____________________

о роде_______________

_____________________

о числе______________

_____________________

_____________________

о склонении__________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

особенность склонения сущ-ных на –ИЙ, -ИЯ,

- ИЕ________________

_____________________

падежные окончания этих сущ-ных

пад -ие -ия -ий









синтаксическая функция

_____________________



орфограммы №_______

_____________________

мнение учёных______

___________________

___________________



этимология (происхождение)_____

___________________



формула определения рода_______________

___________________

___________________

О особенности образования Р.П. мн. ч. некоторых сущ-ных_______________

______________________________________

___________________

___________________

___________________

некоторые сущ-ные в 5 падежах ед. и мн. ч. имеют
____________________________________________________________________________

___________________







урок-имя прилагательное

ема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

* Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных.
* Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.
* Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

* Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.

* Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

2 слайд (по щелчку).

3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н-нн.

3 слайд (по щелчку).

4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный – масленый, соляной – солёный.

Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

4 слайд (по щелчку).

5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.

6. Правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н.

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

5 слайд (по щелчку).

7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.

Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

6 слайд (по щелчку).

8. Объясните написание пропущенных букв.

(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

7 слайд (по щелчку).

9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

* Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

* Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

8 слайд (по щелчку).

10. Подведение итогов.

11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-(-ян-) или –енн-.


Copyright MyCorp © 2024