ЦЕЛИ: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя существительное». Развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, способствовать повышению уровня развития долговременной памяти, произвольного внимания и увеличению словарного запаса. Развивать навык работы с тестовыми заданиями, как первые шаги в подготовке к ЕГЭ. Подготовить к написанию домашнего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Воспитывать любовь и чуткое отношение к языку, стремление беречь и защищать русский язык. Прививать интерес к предмету.
Сегодня на уроке мы с вами проверим наши достижения в изучении темы: «Имя существительное». Мы продолжим работу по подготовке к новой форме сдачи экзамена, работу с тестовыми заданиями, продолжим совершенствовать навыки работы с компьютером. Будем учиться высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, увеличивать словарный запас. надеюсь слова эпиграфа вам запомнятся и вы возьмете на вооружение это изречение.
III. Актуализация опорных знаний. Синтаксическая минутка.
Эпиграф. Дом. зад. было выписать лексическое значение слов. Что же такое эпиграф, грамматика, дирижёр, оркестр?
IV. Прочитайте, объясните, как вы понимаете смысл предложения?
Вывод: Мы прекрасно овладели теоретическими сведениями по теме. Многое вспомнили об имени существительном. Заполните таблицу (1 столбик).
V. Систематизация по теме: «Имя существительное». Сейчас я вам предлагаю просмотреть рабочие слайды по теме, повторить и заполнить таблицу(2 столбик)
VI. Физминутка.
VII. Работа с тестом.
Вывод: я очень рада, что мы не только знаем о существительном, но и умеем применять полученные знания. Скажите, какой вопрос вызвал затруднение?
Ребята, а сейчас напомните мне, какие сведения мы получили о сущ-ном из дополнительных источников. слайды «Новый материал».
Работа с таблицей (3 столбик)
Вывод урока: мы вспомнили о сущ-ном всё: и то, что знали о нём до 5 класса, и те знания, которые приобрели в 5 классе, и тот материал, которого в учебнике нет. К сожалению, были допущены ошибки при ответе на тестовые вопросы. Что же вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем уроке?
Дома внимательно просмотрите темы, в которых были допущены ошибки, повторите словарные слова. Пусть оно будет эпиграфом к вашему домашнему сочинению-миниатюре «Побывав в стране Существительное…».
Что я знал(а) о сущ-ном до 5 класса Что узнал(а) о сущ-ном в 5 классе Что узнал(а) не из учебника в 5 классе
1)_______________
_________________
_________________
_________________
2) имеет:
род______________
число____________
падеж___________
пад 1скл 2скл 3скл
склонение________
3) синтаксическая функция_________
_________________
4) орфограммы_№__
_________________
изучается в разделе науки о языке_________
_____________________
о роде_______________
_____________________
о числе______________
_____________________
_____________________
о склонении__________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
особенность склонения сущ-ных на –ИЙ, -ИЯ,
- ИЕ________________
_____________________
падежные окончания этих сущ-ных
пад -ие -ия -ий
синтаксическая функция
_____________________
орфограммы №_______
_____________________
мнение учёных______
___________________
___________________
этимология (происхождение)_____
___________________
формула определения рода_______________
___________________
___________________
О особенности образования Р.П. мн. ч. некоторых сущ-ных_______________
______________________________________
___________________
___________________
___________________
некоторые сущ-ные в 5 падежах ед. и мн. ч. имеют ____________________________________________________________________________
___________________
урок-имя прилагательное
ема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Цели урока:
* Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных. * Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н. * Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.
* Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?
(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)
2 слайд (по щелчку).
3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н-нн.
3 слайд (по щелчку).
4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?
Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена.
Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:
масляный – масленый, соляной – солёный.
Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.
Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:
(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)
7 слайд (по щелчку).
9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.
На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.
Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.
* Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.