Никнейм TASY зарегистрирован!

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Нужен ли вам сайт?
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
счетчик посещений









Понедельник, 29.04.2024, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS
"Жизнь прекрасна и удивительна"
Карпова Т.И.(шк.781)
Главная | Регистрация | Вход

Сжатое изложение(как писать)


 

Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение: формулировка задания

Сжатое изложение —  текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

 Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

Сжатое изложение: содержаниеОт вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте.

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Критерий 2. Сжатие текста.

Приёмы сжатия

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию.Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

Статья не закончена. Очень скоро мы расскажем о том, что нужно учесть для получения высшего балла по третьему критерию проверки сжатого изложения, а также поделимся рекомендациями по правильному написанию изложения по тексту, звучащему в аудиозаписи. Оставайтесь с нами! 

 

                                                                 КАК писать сжатое изложение

ЗАДАНИЕ: Прочитайте исходный текст и напишите сжатое изложение объемом не менее 70 слов.  (От себя добавлю, что и не более 80),  иначе текст трудно будет назвать сжатым, ведь объем исходного - примерно 135-140 слов. Кроме того, хочется обратить внимание на то, что с 2012 года каждый исходный текст включает 3 абзаца). Запись текста воспроизводится дважды с интервалом 5 минут. Во время прослушивания МОЖНО делать записи. При проверке МОЖНО  (и нужно) пользоваться орфографическим словарем.
 

 Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А. Никонову)

135 слов

Как писать  сжатое изложение? 
1. При прослушивании текста не пытайтесь записывать слово за словом, предложение за предложением. Это сослужит вам плохую службу при сжатии. Выделите в каждом абзаце ключевые (главные слова) и зафиксируйте только их.
В первом абзаце ключевыми будут слова: нравственность, система правил, хорошо-плохо, в основе системы - ценности.
Во втором абзаце ключевыми будут слова: выбор ценностей, поступки человека, нравственные или безнравственные, нравственность-самостоятельный выбор.
В третьем абзаце ключевыми будут слова: обеспечить нравственное поведение, совесть, чувство вины за безнравственный поступок, единственная сила.

 
2. Составьте из них свои предложения, отражающие основную мысль каждого абзаца. Следить за тем, чтобы каждый (!), даже самый короткий, абзац был сжат.

        Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
          Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным.
      Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека. 


3. Напишите черновой вариант и убедитесь, что общий объем составляет 70-80 слов. При необходимости сократите или расширьте текст. В нашем случае объем недостаточен (45 слов). Расширяем содержание.

            Нравственность – это система правил поведения личности. Она отвечает на вопросы, что хорошо, а что плохо. В основу этой системы входят   ценности, которые человек считает для себя наиболее важными.
      От того, какие именно ценности человек выбирает, зависит, будут его поступки  нравственными или же безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда самостоятельный выбор каждого из нас.

          Единственная сила, которая влияет на этот выбор и может обеспечить нравственное поведение человека, - это совесть,  проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок. (
74 слова)

 4. Для проверки орфографии прочитайте текст по слогам, в сомнительных случаях воспользуйтесь орфографическим словарем (это разрешено).


5. Для обнаружения прочих возможных ошибок найдите в каждом предложении грамматические основы (желательно, чтобы их было не более 2-3, в этом случае не запутаетесь со знаками) и задайте от главных членов вопросы ко всем второстепенным. В случае затруднения измените предложение так, чтобы написание не подлежало сомнению.

 

  • КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
  • Конспект урока Вступительное слово

Задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста.

При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Чтение текста, определение темы, основной мысли, типа и стиля текста (Байкал. Красота природы способна изменить внутренний мир человека. Рассуждение с элементами повествования и описания. Художественная публицистика.)

Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение» Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

Составьте подробный план текста, выделяя 3 микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Попробуем составить алгоритм сжатия текста: Выделение микротем (составление плана). Выделение ключевых слов и понятий. Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями. Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия). Выделение микротем (составление плана) и выделение ключевых слов.

1. Любимец природы – Байкал. Жемчужина Сибири, богатство, животворящая сила, могущество и величие.

2. Воспоминания о Байкале. Благодатное время; красота. Удивление, восхищение, изумление, подавленность красотой

3. Восторженное письмо. Силы прибавились, духом поднялся, могу немало сделать, начинаю горы ворочать

Смысловое сжатие текста предполагает: Сохранение последовательности в развитии событий Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части Использование грамматических форм, отличных от авторских Установление смысловой связи между предложениями Использование уместных языковых средств Речевые приёмы сжатия текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную; 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Устная работа над сжатием. Часть 1 (1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний. У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Байкал славен не только своими природными богатствами. Он велик своей чудесной животворящей силой. Сокращение сложного предложения. Объединение двух предложений в одно. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Часть 2 (6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря. Вспоминаю, как мы с товарищем шли по берегу нашего моря. Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов. Сокращение предложения за счёт несущественной его части. Пропуск описаний. Замена конкретных примеров обобщающими понятиями. (9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой. (16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. Товарищ мой был подавлен дикой и буйной красотой Байкала. Такое великолепие он не только не видел, но даже не представлял. Я говорил о прозрачной байкальской воде, о своих студенческих впечатлениях. Товарищ молчал. А после попытки поиграть с подплывшей нерпой, как с собачонкой, он умолк в изумлении надолго. Часть 3 (19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20)"Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…" (25) Я понимаю его… Вскоре друг прислал мне восторженное письмо, в котором писал о том, что после поездки на Байкал у него силы прибавились, он духом поднялся, может немало сделать в жизни. И я его понимаю. Перевод прямой речи в косвенную. Написание сжатого изложения.

. Используя формулировки проблем текста и текст, написать сочинение-рассуждение на одну из тем: Истинной является красота естественная, природная: красота солнечного дня, свобода ветра и моря, буйство летних красок и т.п. Как влияет окружающий мир на душу человека?

БАЙКАЛ (1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний. (6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря. (9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой. (16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…» (25) Я понимаю его… Проблемы текста: Проблема понимания красоты в жизни (каковы критерии прекрасного?) Проблема взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека (способна ли красота мира изменить человека?) Проблема могущества природы, частью которой является человек (каким должно быть восприятие природы человеком?) Как писать сжатое изложение Памятка Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Прослушайте текст во второй раз. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Приложение: Презентация "Как писать сжатое изложение"

 

Сжатое изложение

 

Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь. В длинные зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мерцающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор – своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. Слова для справок Красный угол – передний, где иконы и стол.Утварь – предметы обихода: посуда, орудия домашнего труда.Гонебная (рухлядь) – относящаяся к ямской гоньбе, то есть повинности ямщиков доставлять почту и пассажиров на лошадях (гоньба – от гнать)

1. Тема текста

2. Стиль текста

3. Микротемы текста  

     1 микротема: обстановка внутри избы убога, жить в такой избе тяжело   

      2 микротема: зимними вечерами семья занята хозяйственно-практическими делами    

  3 микротема: двор укреплен и удобен для ведения хозяйства 4. Идея всего текста Изба и двор ямщика строились с ориентацией прежде всего на хозяйственно-практическую деятельность семьи ямщика

5. Способы сжатия текста

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) упрощение сложных синтаксических конструкций; Использованные в изложении способы сжатия

1 абзац: исключение, обобщение

2 абзац: обобщение, упрощение, исключение

3 абзац: обобщение, исключение 5. Сжатие текста Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. (Избы ямщиков строились курными и отапливались печами без труб). Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. (Даже в солнечный день свет с трудом проникал сквозь маленькие оконца). Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь. (Мебели в избе было мало: лавки и большой стол в красном углу под иконой. На полках стояла деревянная утварь.) В длинные зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. (Зимними вечерами семья собиралась вокруг стола и занималась хозяйственными делами.) Потрескивала лучина в железном поставце, мерцающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. (Мерцающий свет лучины освещал эту картину). К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор – своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. (К избе примыкал двор, где содержался скот и хранилась «гонебная рухлядь». Ямской двор был своеобразной крепостью, защищавшей хозяев от непрошеных гостей). Можно приступать к работе Избы ямщиков и их семей, чаще всего строились курными. Печь занимала половину избы. В солнечный день свет плохо проникал сквозь маленькие оконца. Мебели было мало. На полках стояла деревянная утварь. Избы таких людей были очень скромны. В зимние вечера семья собиралась около стола. В железном блюдце поблескивала свеча, освещающая комнату. (Пропущена микротема: зачем семья собиралась вокруг стола) К избе примыкал обширный двор с большим количеством скота. На дворе хранилась гонебная рухлядь. Каждый ямской двор как крепость, защищенная от воров и диких зверей под охраной самих хозяев. В местах, где шел сильный снег, ямщики и их семьи возводили крыши.

 

 

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/11/26/szhatoe_izlozhenie_6_klass.ppt жми!!!!


Copyright MyCorp © 2024